Концепт
Одноканальный усилитель Audison VRx 1.500
Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Сначала было слово. И слово было «концепция», и означало оно систему взглядов (на что-либо) или основную мысль...
НО В ТЕ ВРЕМЕНА большинство из нас таких слов не знали. И только когда
достижения зарубежного автопрома перестали иметь для нас чисто
умозрительное значение, из соответствующих изданий пришла к нам калька
с английского варианта: «концепт». В единственном контексте:
«концепт-кар». Потом основное слово «кар» (в смысле, car) стало уже
необязательным, но если нам говорили «концепт» - именно так, в русском
написании, то мы привыкли понимать под ним автомобиль, в котором
оказались сконцентрированы взгляды изготовителя на будущее, которое,
как это у них принято, очень быстро переходило в настоящее...
А почему, собственно, так? Почему мы считаем, что концептуальными могут
быть только автомобили? Ведь как только на свет божий является
технический продукт чуть более сложный, чем лопата, в нём изначально
заложена некоторая авторская позиция как набор приоритетов, как система
взглядов, в конце концов. Взять, к примеру, мультимедийные «головы» из
теста этого номера. Концепция их создателей «прочитывается», что
называется, без очков. Это, во-первых, создание в автомобиле единой
информационной среды, объединяющей аудио- и видеоисточники и приёмники
с навигационными системами, а иной раз - и с коммуникационными.
Во-вторых, это разделение жилого пространства салона на две «зоны», в
одной из которых упор делается на навигацию и аудио, в другой - на
«индустрию развлечений». Это как бы общая концепция. Но ведь есть и
частные. Какие-то из них касаются организации управления (внешний
монитор управляет проигрывателем DVD) или, например, перемещения
дисплея с «развлечениями» ближе к конечному потребителю. В общем,
понятно.
Усилитель как техническое средство тоже
содержит в себе общие и частные концепции, как систему взглядов
разработчика на удобство управления, на функциональную оснащённость, на
надёжность работы, в конце концов. (К сожалению, требование безусловной
надёжности не всегда входит в число «основных мыслей» авторов
разработки.) Правда, эти самые концепции не во всех изделиях легко
«прочитываются» - видимо, не у всех разработчиков бывает так уж много
мыслей.
В усилителях Audison «мыслей» всегда было
заложено достаточно. В этом плане (и не только в этом) бесспорным
рекордсменом является Thesis HV venti (см. №10/2004). Тут уж мыслей
столько, что хватило бы на полдюжины менее пафосных, но тоже вполне
новаторских разработок. И среди них довольно устойчиво прочитывается
сверхзадача концерна Elettromedia: создать усилитель «всех времён и
народов». Ясно, что такого рода разработки никогда не будут массовыми,
но ровно это же, теми же словами, можно сказать про любой «концепт».
Чем концептуальнее - тем в большей степени.
Серия
усилителей VRx - это, конечно, не Thesis, эталон концептуальности. Это
всё же - для народа. Но сказать «для простого народа» не отважусь,
скорее - для лучших представителей народа. Однако и в этом, серийном
продукте можно найти немало тем для обсуждения системы взглядов.
Основная концепция очень интересная, и по зрелому размышлению она
представляется единственно верной: в усилителе должно быть только то,
что нужно для конкретной инсталляции, и больше ничего. Сразу возникает
вопрос: а почему до этого никто не додумался раньше? Ну, это не совсем
так - к примеру, съёмные модули фильтров встречались нам и раньше.
Просто в серии VRx эта идея доведена до логического завершения.
Усилители, активные фильтры и блоки обработки сигнала, составляющие
серию VRx, образуют законченную и одновременно открытую модульную
систему, позволяющую создавать сколь угодно сложную установку, избегая
вместе с тем неоправданного удлинения пути прохождения сигнала. К
каждому усилителю могут быть добавлены модули обработки сигнала, модули
управления и охлаждения, включая и механические устройства, посвящённые
последней функции. Все усилители способны работать с балансным входом,
а при использовании блоков многоканального расширения (Multichannel
Extensions) - и с балансным выходом. В более привычной терминологии это
мостовой выход, когда один из усилителей справляется с «положительным»
выходным сигналом, а второй - с сигналом противоположной фазы.
Так исторически сложилось, что в рубрике «Системы» усилители Audison
VRx получили чуть ли не постоянную прописку, а в тест к нам такой
аппарат попал впервые, и то самый «скромный», одноканальный. Потом
увидим, что этот «скромник» покажет, а пока начинаем знакомство
органолептическими методами.
При своих
относительно небольших габаритах VRx 1.500 оказался неожиданно
массивным, тяжелее, к примеру, чем любой из участников группового
теста. Массивный металл образует внутреннее и внешнее оребрение, внутри
которого два тоннеля - по ним вентиляторы гонят воздух. Уже в базовом
варианте VRx 1.500, как и любой усилитель из этой серии, снабжён
модулем балансного входа ABS. Гнёзда здесь точно такие же, как мы
видели у «Тезиса», и каких, кроме как у «Аудисона», нет ни у кого. Они
совместимы с обычными RCA-штекерами и внешне похожи на них, но в
действительности трёхконтактные - между внешней оболочкой и центральным
контактом есть ещё один рукав. Соответствующие «хитрые» штекеры есть в
комплекте, они пригодятся для соединения с источником, имеющим
балансный выход, в частности, с предусилителем BTX2. Работой модуля
балансного входа управляет переключатель K1 - в обычном, несимметричном
варианте работы используется лишь вход правого канала R, в балансном
включении, понятно, используются оба входных гнезда. Выключатель K2
позволяет задействовать фильтр подавления помех (Line Noise
Suppressor). Кнопка K3 вместе с регулятором LM управляют
чувствительностью усилителя в две ступени: от 0,15 до 1,5 В либо от 0,5
до 5 В.
Именно в таком варианте «заполнения» VRx
1.500 попал к нам на тестирование, «сверх плана» мы взяли к нему самый
необходимый из набора сменных модулей блок фильтров HL24. Если этот
модуль установлен, то в широкой полосе усилитель уже не работает, что
подтверждает тезис - ничего лишнего. Действительно, если вам нужен
широкополосный режим, то фильтр можно оставить в магазине. Слыхали мы,
что даже десять баксов - не лишние, что уж говорить о ста семидесяти.
Кнопка bypass (Be) отключает фильтр на линейном выходе, в противном
случае сюда поступает сигнал по «зеркальному» принципу, то есть если в
тракт усилителя включён фильтр НЧ, то линейный выход подключается через
фильтр ВЧ, и наоборот. Фильтр НЧ перестраивается в диапазоне от 40 до
90 Гц (F2), фильтр ВЧ - от тех же 40 до 120 Гц (F1), регуляторы -
раздельные. Фаза выхода может быть переключена на обратную.
Естественно, линейный выход может работать как в обычном, так и в
балансном режиме (переключатель Ke). Прежде чем перейти к результатам
измерений, приводим перечень модулей и дополнительных блоков, которые
могут быть установлены либо добавлены. Это кроме HL24, упомянутого
BTX2, а также механических узлов для «наращивания» корпуса, которые
могут потребоваться при групповой установке усилителей одной серии.
PRM3 - однополосный параметрический эквалайзер.
SM24 - подтональный фильтр.
PC36 - плавный регулятор фазы.
DSC1 - компрессор динамического диапазона для сабвуфера.
VCRDK - дистанционный регулятор уровня.
HL12 - фильтры ВЧ/НЧ 12 дБ/окт.
BH12 - полосовой/НЧ-фильтр.
LM24 - ФНЧ 24 дБ/окт.
BSA1 - формирователь балансного выхода.
И ведь действительно - ничего лишнего.
|
Мы
неспроста приурочили тест этого усилителя к групповому тесту
моноблоков. Ибо для него специально (и только раз в году) собирается
источник питания, состоящий из двух аккумуляторов Varta в параллель и
12-амперного «восстановителя напряжения». С этим усилителем вышла
загвоздка: на 2-омной нагрузке нам не удалось даже примерно удержать
требуемое напряжение в течение времени, достаточного для измерения
мощности. Из резерва главного командования был извлечён третий
аккумулятор и добавлен к двум имевшимся. Лабораторный стол выдержал,
хотя у него был выбор. В общем, мощность VRx выдал завидную, а по
меркам класса AB - в нашей отрасли почти невиданную. При этом не только
с нелинейными искажениями, но и с шумами у него оказалось всё в порядке.
Граничные частоты среза фильтра НЧ попали на 40 и 92 Гц, фильтра ВЧ -
на 42 и 130 Гц. Можно констатировать, что попадание в спецификации
достойное, но не «цифровое». Крутизна спада у ФНЧ 24 дБ/окт., у ФВЧ -
12 дБ/окт., но пусть кто-нибудь скажет, что этого недостаточно.
|