СТУДИЯ ECLECTIC AUDIO
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Александр НЕСТЕРОВ
Кто,
собственно, поручится, что истоки остались у нас за спиной и чтобы
вернуться к ним, надо разворачиваться через две сплошные?
ВПЕРЁД К ИСТОКАМ
Мы
их не проскочили, просто двигались по широкому кругу, в центре которого
не шелохнувшись стояла классическая концепция аудио. Та самая, за
материализацию которой платят лютые, нечеловеческие деньги рыцари
домашнего хай-энда. Минимум цифры: расшифровали запись на компакте — и
всё, привет горячий. Минимум активной электроники, только то, без чего
обойтись уж никак нельзя — усиливать пассивными цепями пока не
научились. Это — не назад, это — вечно и неизменно. Хотя для того чтобы
сделать идею понятной, главную тему проекта Александр Нестеров
представил судьям Еврофинала EMMA как Back to Basics.
Представил.
Представил и звучание системы и закончил процесс на пьедестале почёта,
который в классе беспроцессорных систем оказался оккупирован
исключительно членами российской команды. Другой обитатель этого
пьедестала, тёзка и коллега Нестерова по студии Eclectic Audio —
Александр Мирошник, его машина была представлена вам в «А3» №11 за
прошлый год. Упоминаем об этом не случайно, для всерьёз интересующихся
вопросом (а других я здесь не вижу) любопытным и поучительным будет
сопоставление этих систем. На Еврофинале они финишировали ровно в
одинаковых очках, во внутренней структуре результата небольшое
преимущество было у Мирошника, потому и кубки были выданы одному за
второе, другому — за третье место. Но эта разница — наименее важная из
всех. Куда важнее другое. Система Мирошника была построена на
компонентах CDT Audio — фирмы с длинной родословной и давней репутацией
специалистов по разработке акустики с широчайшими возможностями
настройки пассивных фильтров. Система в «Шкоде» Нестерова основана на
компонентах E.O.S. с родословной на порядок короче, а все возможности
настройки Александр создал сам.
Однако к порядку. У нас
ведь как заведено: машина — источник и дальше по тракту. Вот так и
пойдём. Машина — Octavia, купленная в наипростейшей комплектации
Classic, возможно — не без подсознательного влечения к лаконизму. Для
внешней привлекательности, впрочем, машину слегка подчепурили, для
этого есть специализированная фирма Milotec Auto-Extras GmbH, область
деятельности которой — исключительно тюнинг «Шкоды», с известных пор
ставшей немецкой. У «Милотека» взяли накладки порогов, воздухозаборник
в бампер и спойлер над задним стеклом. Осталось лаконично, но появился
некий шарм. Интерьер оформляли уже без «Милотеков». Колористика была
созвучна главной теме: два наиболее естественных, природных цвета —
зелёный и серовато-бежевый. Вроде как сосны на песке...
Ну
а в это уже поставили систему. Источником стал (закономерно) предельно
схемотехнически сдержанный Denon DCT-Z1, добытый не без труда. Сигнал с
него берётся по одной-единственной паре линейных выходов, которая потом
разветвляется на две пары. Одна идёт напрямую на входы двухканального
гибридника E.O.S. Mozart 1, у которого тоже тракт прямой как стрела,
все регулировки состоят из потенциометров, раздельно устанавливающих
усиление в каналах. Вторая пара RCA-разъёмов приходит в предварительный
усилитель E.O.S. Amadeus. Тот же Моцарт, но по имени. Это — ламповое
устройство, которое в системе используется в роли единственного
активного кроссовера, правила класса Pure Passive второго и не
допускают. Выделенная из сигнала головного устройства басовая
составляющая идёт на второй Mozart, он мостом работает на сабвуфер.
Вот, собственно, вся электроника, если не считать буферной ёмкости
питания. Остальное — акустика.
Фронтальная (и
единственная) акустика — трёхполосная. Она составлена из комплекта
E.O.S. Opera — 6-дюймового мидбаса и пищалки и отдельного купольного
среднечастотника E.O.S. DM200. Мидбасы установлены в дверях на штатных
местах, но далеко не в штатной ориентации осей. По словам Нестерова, в
этой модели «Октавии», в отличие от более новой, штатные места
расположены правильно, в передних углах дверей, тогда как у более
свежих, по выражению мастера, «играют под жопу». Однако и правильно
расположенные, мидбасы в штатных гнёздах в угоду дизайнерам салона
оказались наклонены к полу, то есть опять-таки играли не совсем туда,
куда хотелось бы. Поэтому сделали так: от пластиковой рамки комплектной
решётки акустики взяли обод, использовав его в качестве опорного
кольца, и к нему нарастили опору с верным направлением оси излучения:
вверх и чуть в сторону салона, волшебные углы, при которых исчезла
привязка звука к динамика, были, разумеется, найдены опытным путём.
Материал опор — комбинация алюминиевого листа, MDF и неизменной
шпатлёвки, крепление динамика — винтами с закладными гайками,
замурованными в опоры при изготовлении.
СЧ и
ВЧ-излучатели помещены в общий подиум на стойках, немало удивлявший
зрителей на соревнованиях. Полное впечатление, что за металлической
сеткой скрывается пищалка необычной формы. На самом деле там и пищалка,
и полновесный среднечастотник с 50-миллиметровым куполом. Для такого
монтажа купольный DM200 избавили от внешнего фланца, минимизировав
габариты, и поставили вплотную к пищалке, подойдя к «истоку» — модели
точечного излучателя, максимально близко. Отдельным проектом была
формовка сеток на СЧ/ВЧ-узел, их хотелось сделать не банально плоскими
с отбортовкой, а слегка выпуклыми, по фирме. А раз хотелось, то и
сделали.
Сердце беспроцессорной системы, как известно —
кроссовер. В отличие от уже упоминавшегося соратника и соседа по
пьедесталу европочёта здесь кроссовер устроен по принципу минимализма.
Все фильтры — первого порядка, мидбас со среднечастотником делятся на
800 Гц, среднечастотник с пищалкой — на 5 кГц. Кроме этого есть только
аттенюатор пищалки, с разными номиналами резисторов в левом и правом
каналах. Пищалки установлены не в лоб, поэтому правая хоть и дальше, но
играет «прямее», и её слегка придушивает аттенюатор, наводя звук на
водительское место. Процесс настройки подобной системы очень непохож на
привычное зрелище, проходит он с паяльником в руках. Так делалась даже
окончательная подстройка в ночь под выступление в Хернинге: пару
элементов Саша заменил подобранными из привезенного с собой арсенала.
Замене,
правда не в Дании, а перед отъездом, подверглась и часть проводки. На
финале России в машине были акустические провода E.O.S. Viola и
межблочники Clarity, перед Европой последние сменили на только что
пошедшие в серию Symphony: родиевое покрытие, серебряный припой, все
хай-эндные дела, закономерные в системе, где качество звучания
определяется не числом, а качеством немногих элементов.
Конструируя
багажник, вернее — его наполнение, Нестеров, естественно, стремился
максимально сохранить объём, тем более что заранее было известно:
корпуса сабвуфера в багажнике не будет, для системы был выбран сабвуфер
free air, по мнению многих — наиболее натурально отыгрывающий нижний
бас и менее других нуждающийся во временной или фазовой коррекции,
средств которой в такой системе, разумеется, быть не могло. Фри-эйрный
сабвуфер в хэтчбеке — это поступок, поскольку требуется не просто
усилить заднюю полку, а неизбежно сделать новую, жёсткую и герметично
разделяющую салон и багажное отделение. Это место в инсталляции, надо
отметить, удалось особенно: при взгляде сверху полка совершенно
штатная, на самом же деле — это тяжёлая плита из нескольких слоёв MDF,
пригнанная к соседним деталям кузова с миллиметровой точностью. В
центре установлен 12-дюймовый сабвуфер Challenger PRO-Line, в
распоряжении которого весь объём багажника — играй, сколько душе угодно.
Электроника
разместилась не менее удачно и экономно. Оказалось, что ниша для
запасного колеса в «Октавии» сделана существенно большей, чем требуется
собственно колесу. И позади запаски нашлось достаточно места для двух
усилителей, преда-кроссовера и углеродной буферной ёмкости. Усилители
смонтированы в два яруса, рядом с ними — конденсатор и предусилитель.
Усилители Mozart по природе горячие, этому способствуют и режим работы
выходного каскада, и лампы предварительного. Поэтому «аппаратная»
снабжена системой вентиляции, два кулера загоняют воздух внутрь, два
других выгоняют наружу вблизи вытяжного клапана, что за бампером. В
походном положении багажник, в котором даже карпет сохранился
заводской, оказался настолько неотличим от штатного, что Нестеров решил
даже сделать окошко, через которое видно установленные компоненты, а то
как-то обидно...
Судьи, впрочем, и без окошка быстро
поняли: аппаратура в машине есть, и она не только согревает воздух, но
и приводит в точно выверенное движение, воспринимаемое нами как звук. В
этом, собственно, и истоки, к которым надо стремиться... |
Подиумы на стойках озадачили многих. Что там, эллиптические пищалки?
Источник — Denon, от истоков никогда не отходивший
Штатные
места для мидбасов в «Октавии» расположены там где нужно, но не так,
как нужно. Как нужно, определилось после недель поиска
Кроссоверы — сердце беспроцессорной системы
При виде сверху задняя полка отлично притворяется штатной. Снизу видно, что это лишь притворство
Сабвуфер в задней полке можно увидеть, только «низко голову наклоня»
Трудно предположить, что это, вместе с подвешенным снизу сабвуфером, весит килограммов десять
Компонентам «в подполье» всё же позволили выглядывать в окошко, чтобы не заскучали
Запаска
в «Шкоде» загнана далеко вперёд, это позволило разместить всю
усилительную часть в коробе, как бы обнимающем резервное колесо
|
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источник: Denon DCT-Z1
Кроссовер: E.O.S. Amadeus
Усилители: E.O.S. Mozart 1
Акустика: E.O.S. Opera ES 165, DM200
Сабвуфер: Challenger PRO-Line 12WF
SQ
У
беспроцессорных систем свой голос, здесь происходит размен формальной
точности на субъективно ощущаемую чистоту звучания и его
привлекательность. Формально голос солистки Magic Pump оказался стянут
не в точку, как положено по канону «цифрованных» систем, а в довольно
внушительных размеров эллипс, плавающий над приборной панелью, но
звучал на редкость выразительно. Отзвуки, обычно разлетающиеся далеко
от центра сцены, здесь вели себя сдержанно, не торопясь расстаться с
певицей. Подкупает очень чёткая, несмазанная атака всех звуков, порой
кажется, что даже чересчур чёткая, как будто высвеченная прожектором.
Необычно звучит бас, он не пугает своей мощью, как иногда бывает, он
какой-то «ручной», что ли. Особенности фокусировки проявились и на семи
барабанах, четвёртый стоит в центре (помните трюк с аттенюатором?), но
по кажущимся размерам больше остальных. В соло на ударных очень
натурально звучит металл тарелок, впервые за множество прослушиваний
этого стандартного для нас материала его хотелось включить снова — уж
очень аппетитно звучала медь. А у барабанов появилась масса деталей,
хотя, казалось бы, какие детали могут быть у барабана, пластик да
обод... Что касается другого барабана, большого и турецкого, он
воспроизвёлся без напряжения, как-то очень легко и с хорошим рельефом,
разве только чуть оттянулся с приборной панели ближе к центру салона.
RTA
Против
обыкновения пойдём по АЧХ сверху вниз. От 16 кГц и до 800 Гц, а это —
четыре с половиной октавы, АЧХ нереально ровная, как будто её гладили
тремя эквалайзерами. Так, значит, поработал мастер при настройке
паяльником. А вот происхождение сразу бросающегося в глаза (на фоне
остального благолепия) провала на 500 Гц пока остаётся загадкой не
только для нас, но и для конструктора системы, с ним он, наверное,
борется как раз сейчас, пока вы про это читаете. Сабвуфер free air
прекрасно справляется с самым низким басом, оттого и турецкий барабан
сыграл без напряга и монотонности, можно усмотреть, конечно, некоторую
нерегулярность на АЧХ вблизи раздела «сабвуфер – фронт», но и это, без
сомнения, удастся побороть в дальнейшей эволюции системы. Чемпионы не
останавливаются, пока не придут к цели. К истокам... |