BOSTON
В
Китайской Народной Республике! А там где? В Пекине, на площади
Тяньаньмэнь, в самой серёдке? А где? Вот, Вася, ты у нас отличник…
Город Шеньчжэнь? Молодец, Вася, садись. На карте это место представляет
собой целый район к северо-западу от Гонконга, включающий город
Гуанчжоу и множество населённых пунктов поменьше. И немалая часть
здешнего многомиллионного (а можно сказать многодесяткомиллионного, или
слишком длинно?) населения занята на производстве акустики.
А
теперь кто припомнит какое-нибудь серьёзное новшество в конструкции
динамиков, которое было бы родом из здешних мест… Вася? Молчит
отличник, эсэмэску папе набирает под партой. Не стоит беспокоить каналы
мобильной связи, у нововведений география иная. Вспоминаются такие
названия, как Lagny-Sur-Marne, Neu-Ulm, всякие там Potenza Picena и
Saint-Etienne... С населением, уступающим по численности местной
администрации южно-китайского уезда.
А
ещё — городок Peabody, что в штате Массачусетс — штаб-квартира компании
Boston Acoustics находится как раз здесь. Вернее говоря, Пибоди —
ближайший населённый пункт. (Да и то сказать, хорош населённый пункт,
единственная улица которого называется Forest Street.) А Jubilee Drive,
по которому «прописан» Boston Acoustics, находится к югу, за 128-й
дорогой, да что я вам объясняю, помните, наверное... Кругом (кроме
ферм, значит) пруды, ручьи и мемориальные парки. Наверное, в таких
условиях думается хорошо, вот и рождаются новые идеи. Скажем,
радиальная система обдува магнитной системы (Radial Vent, 1997) или
конструкция быстрого крепления твитера (Quick Fit, 2004).
Первое
поколение акустики серии PRO появилось в 1989 году, так что это никоим
образом не дань моде или ностальгии по уходящему из отрасли
профессионализму. Специалисты Boston Acoustics, насколько я понимаю, к
веяниям моды относятся спокойно, если не сказать с подозрением. К
примеру, у них до сих пор нет трёхполосных систем. Мало того, даже
очень дорогую и продвинутую акустику они выпускают в
«добровольно-коаксиальном» исполнении. Не исключение и акустика серии
PRO, которая может быть преобразована в компонентную систему, в
состоянии поставки предстаёт перед покупателем как коаксиальная.
Научившись работать с полипропиленом, используя его положительные
качества и нейтрализуя минусы, инженеры с Юбилейного проезда не спешат
переходить на другие материалы.
В
инструкции к акустике PRO60 SE (а теперь речь пойдёт о ней) материал
диффузора назван copolymer, стало быть, сополимер. Но мы и такую
разновидность знаем, не маленькие: PPRC — материал, из которого трубы
для горячего водоснабжения делают, и делают их — навек... В основе,
однако, тот же полипропилен. Купол твитера (26 мм) изготовлен из
алюминиевого сплава и анодирован в тот же строгий цвет. Мембрана
жёсткая, потому она установлена на персональном шёлковом подвесе. (В
большинстве массовых конструкций даже металлические купола обходятся
собственной гибкостью.) Фазовыравнивающее тело пищалки представляет
собой объёмное кольцо, наклонённое к оси симметрии, так что ось
излучения, по идее, тоже должна быть отклонена от геометрической оси
твитера (в ту же сторону). В состоянии поставки, как было сказано,
твитер установлен на мостике, закреплённом на корпусе мидбаса. Кстати,
с милой американской непосредственностью все крепёжные изделия в
«Бостонах» сделаны под шестигранный ключ 3/32 дюйма. По счастью, в
комплект входит бит под этот размер. (Для справки: мелкие дюймовые
шестигранники, купленные в Митино, почему-то под дюймы не подходят, у
меня есть опыт, недорогой, но убедительный.) Мостик можно снять, а
твитер переставить либо в «чашку», либо в корпус для монтажа на
поверхность с разворотом оси на 45 градусов — тут в ход пойдёт уже
упомянутая система Quick Fit.
Вот ещё что примечательно. В
серии PRO SE лишь две модели акустики: кроме «шестёрок», есть ещё
«пятёрки» с индексом, соответственно, 50. Но для многих размеров
предусматриваются переходники. В частности, «шестёрки» комплектуются
переходными кольцами под европейский стандарт 6,5 дюйма и под
фордовские овалы 5 х 7 дюймов. Свой резон в этом есть: чаще всего в
серии лишь одна, ну две модели акустики работают должным образом,
остальные лишь дополняют их до полной серии. Так якобы положено — но,
как видим, не для всех.
Магнит мидбаса неодимовый, и,
естественно, он полностью скрыт литым корпусом головки. Снаружи мы
видим только восемь выходных отверстий вентиляции катушки (тот самый
Radial Vent). В сочетании с 1,5-дюймовой звуковой катушкой тем самым
обеспечивается нешуточный запас мощности. Ширина подвеса не самая
впечатляющая для «шестёрок», впрочем, 8 мм — это и не так мало. Рамка
решётки тоже литая из алюминиево-магниевого сплава.
Как
обычно, фильтры ВЧ и НЧ кроссоверов помещены в отдельные корпуса,
которые при желании легко можно соединить друг с другом посредством
«ласточкина хвоста». Такая конструкция повышает гибкость инсталляции, в
частности, на случай би-ампинга вы можете расположить каждый фильтр
около «своего» усилителя или, наоборот, фильтр НЧ поставить рядом с
«адресатом» — в двери. В фильтре ВЧ задействованы два полипропиленовых
конденсатора и одна катушка, так что порядок фильтра — третий. Джампер
на три положения позволяет выбрать уровень твитера: 0/-2/-4 дБ. Для
защиты от перегрузки используется (это тоже традиция) галогенная лампа.
В фильтре НЧ катушка с железным сердечником, конденсатор и два
резистора суммарным номиналом 2 Ом. Если бы номинал был ближе к
омическому сопротивлению звуковой катушки (3,0 Ом), мы бы сказали, что
это фильтр первого порядка с цепью Цобеля, а так, пользуясь
терминологией господина Смолла, это «странный» фильтр второго порядка.
Причём степень «странности» (1 или 2 Ом) можно изменять с помощью
джампера, который обозначен как Axis Comp. Изготовитель рекомендует
включать компенсацию, когда твитер стоит не коаксиально, но я бы
советовал рассматривать эту опцию как дополнительную возможность
настройки независимо от выбранной конфигурации.
Для
прослушивания, однако, как всегда, сначала надо определиться с
аттенюатором. В верхнем его положении тарелки слишком настойчивы, хотя
при таком качестве проработки верха ловишь себя на крамольной мысли: ну
и ладно, что их много, всё равно ведь приятно. Ставим джампер в среднее
положение, вроде опять тарелочки слишком активны. Переходим на нижнее —
теперь скучновато. Наверное, лучше будет вернуться в среднее положение,
хотя в реальной инсталляции выбор может быть другим. Главное здесь то,
что окраска верхов почти не меняется и оперировать аттенюатором можно
свободно. У рояля ощущается избыточная звонкость на верхней середине (я
бы сказал, на «средне-верхней» середине). Интересно, что изменится с
включением Axis Comp? Теперь появилась звонкость и на верхе (рояльном
верхе), но суммарный результат кажется более целостным. И опять «в
жизни» предпочтения могут быть иными, и в особенности если вы выберете
коаксиальную конфигурацию. (У нас акустика была собрана в компонентной
«форме».) Акустическая гитара не потрясает напором, струны звучат мягко
и гармонично. Контрабас слишком прозрачен, атака бас-гитары осторожна.
Скрипки немного приземлённые, однако весьма детальные.
Мужчины-вокалисты не напирают на эмоции, голоса собранны и
сосредоточенны. Сибилянты немного подчёркнуты, однако окрашены довольно
естественно. Женский вокал аккуратный и ровный, присутствует некоторая
экспрессия на нотах верхних октав, но экспрессия точно дозированная.
Вообще, характер звучания этой акустики спокойный и взвешенный —
излишки динамики присутствуют разве что у рабочих барабанов.
- Пиковая/RMS-мощность (по данным изготовителя), Вт 250/125
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 112 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 91,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,726
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 3,77
Расчётное
значение силового фактора (5,06 Тл м) не так чтобы запредельное, но
солидное. А в сочетании с малой массой подвижной системы (10,3 г) оно
послужило залогом высокой чувствительности мидбаса и системы в целом.
Уровень искажений на средних частотах достоин высокого звания Boston
Acoustics. На басах КНИ слегка повышен, в частности, на 80 Гц
возможностей подвеса уже несколько не хватает. Впрочем, нет таких
головок, которые «любят» играть ниже частоты резонанса, а эта частота у
«Бостонов», как видим, довольно высокая.
Резонанс
твитера тоже не слишком низкий, хотя и несколько ниже, чем у «пищиков»
среднего разбора. Кстати, кто-то из наших авторов в новостях писал, что
в пищалках серии PRO используется феррожидкость в зазоре, однако по
форме резонанса присутствие этой жидкости не очевидно. То ли нет
совсем, то ли применяется очень умеренно.
На
графике частотных характеристик фильтров (по напряжению) хотелось бы
обратить внимание на работу джампера Axis Comp. Когда он включён,
номинал резистора, включённого последовательно с конденсатором, меньше,
фильтр ближе к «правильному» второму порядку, и в диапазоне 1 — 3 кГц
характеристика проходит выше, а дальше — ниже, нежели в том случае,
когда резистор больше (2 Ом).
На
следующем графике вы можете видеть АЧХ компонентов системы по
отдельности. Для твитера характеристики сняты под тремя углами (0/30/50
градусов) и в двух направлениях поворота: «в плюс», то есть в ту же
сторону, куда смещено фазовыравнивающее кольцо, и «в минус». «Плюсовые»
характеристики проходят выше, чем «минусовые», начиная с 8 — 11 кГц, но
ниже — на более низких частотах. Всё правильно: колечко «затягивает»
диаграмму направленности на свою сторону, но лишь на тех частотах, где
длина волны сравнима с его геометрическими размерами, то есть на самых
высоких частотах. И, как любая акустическая линза, кольцо только
перераспределяет энергию в пространстве: если на самых верхних частотах
конус шире, значит, на других он уже. То есть конус из кругового
становится овальным. Короче говоря, за счёт выбора ориентации «линзы»
вы получаете дополнительную возможность настройки.
В
коаксиальном варианте сборки и в среднем положении аттенюатора осевая
частотная характеристика системы укладывается в допуск +3,0/-1,0 дБ.
Следов влияния отражений от корпуса не заметно, вероятно, их и нет —
под твитером находится только центральное тело диаметром почти 38 мм.
Дисперсия широкая и ровная, по крайней мере до частоты 15 кГц. Но
твитер (насколько это возможно для коаксиалов) желательно ориентировать
ближе к оси или же направить на слушателя «колечко» акустической линзы.
(Здесь поворот осуществлялся в плоскости, перпендикулярной направлению
смещения линзы.)
В
компонентной конфигурации характер дисперсии излучения несколько
меняется: 30-градусная АЧХ здесь уже не такая ровная, зато частотная
характеристика, полученная под углом 50 градусов, выглядит даже более
импозантно. Хотя пищалку тоже желательно монтировать как можно ближе к
оси.
При установке мидбасов в двери полная добротность
будет меньше баттервортовской (0,665), а это одно из условий чёткого
воспроизведения басов. Правда, самих этих басов будет, мягко говоря,
немного, поскольку расчётная нижняя граница составит 110 Гц. Вы можете
попытаться выйти на баттервортовскую добротность (ящик 18 л) либо
попытаться взять ещё чуть более тесный ЗЯ, граница всё равно ниже 110
Гц не опустится. Так что при сопряжении этой акустики с сабвуфером
придётся применить всё своё умение. Но, как я понимаю, авторы этой
разработки могли рассчитывать на то, что её инсталляцией займутся
грамотные люди.
- Параметры Тиля – Смолла
- Мидбас Твитер
- Fs, Гц Vas, л Qts Fs, Гц
- 94,9 6,13 0,622 1620
Бесплатный совет:
1. В коаксиальном варианте акустическую линзу направить на слушателя. 2. Компонентный твитер монтировать ближе к оси.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Компонентно-коаксиальная акустика
- КТО
- Boston PRO60 SE
- ПОЧЕМ
- 30900 руб.*
- *На момент подготовки материала.
- ЭТО — ПЛЮС
- Увеличенный резерв мощности
- Высокая чувствительность
- Широкие возможности настройки
- ЭТО — МИНУС
- Слабые басовые возможности
- ОДНИМ СЛОВОМ...
- Богатая акустика для небедных
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 9
- Чувствительность 9
- Басовый потенциал 6
- Звук 9
- Итог 42
|